Два дня собеседований в Нью-Йорке дали мне больше кандидатов на руководящие IT-должности, чем годы поиска в России.
Моя компания – один из лидеров российского рынка электронной коммерции. Быстрый рост требует не только внедрения новых IT-решений, но и набора новых кадров. И я на своем опыте убедился и вынужден признать, что стагнация отечественного кадрового рынка делает настоящую, «прорывную» модернизацию невозможной. Речь идет об уровне знаний и компетенций, психологии и, в принципе, о желании работать.
Особенно это очевидно, если посмотреть на состояние американского или европейского рынка IT-кадров: два дня собеседований в Нью Йорке дали мне больше кандидатов на руководящие IT-должности, чем годы поиска в России. Я предполагал, что разница велика, но не мог себе представить, что разрыв настолько огромен.
Уровень образования и профессиональной подготовки в большинстве требующихся нам специальностей находится в России на критически низком уровне. Это касается и IT , и логистики, и маркетологов, и менеджеров в широком смысле слова. Толпы никчемных выпускников вузов с безмерной самооценкой и нулевыми знаниями смотрятся посредственно на фоне своих иностранных сверстников. В школе на уроках компьютерной грамотности детей учат Visual Basic вместо гораздо более полезных навыков в базовых Excel, Word, поиска в интернете и слепой печати. В высшей школе этот разрыв между оторванным от действительности знанием и практическими навыками доходит до критического уровня.
Откровением прошедшего года для меня стало осознание того, что, возможно, в силу культурологических особенностей, мы – россияне – не умеем работать как команда. Teamwork в том виде, в котором его понимают в развитых экономиках, существует в России только как термин. Но мало кто понимает, что это такое и как этим пользоваться. Руководители и сотрудники компаний порой не видят иного способа организации работы, кроме как «по вертикали».
Другим национальным феноменом является неспособность работать с аутсорсингом, и, в особенности, практически полное игнорирование иностранных аутсорсеров. К примеру, крупные иностранные провайдеры хостинга предлагают несравненно более высокое качество обслуживания при более низкой цене. Все лидирующие cloud (облачные) решения – также «за бугром». Их клиенты – компании со всего мира, кроме России… Пустая болтовня о поддержке «отечественного производителя» как раз ухудшает конкурентоспособность этого самого «отечественного производителя» – например, нашей компании, вынужденной покупать продукт или услугу у местного недобросовестного провайдера.
Очевидное доказательство этого – отсутствие практики подписания SLA, соглашения об уровне услуг, содержащего описание услуги, права и обязанности сторон и, самое главное, согласованный уровень качества предоставления услуги.
В мире, в котором уже давно нет границ для знаний и технологий, мы в России до сих пор не научились эффективно сотрудничать с зарубежными партнерами. И проблема не только в плохом знании языка, владении техническими средствами коммуникаций, а в глубоко укорененном в менталитете делении на «свой-чужой», неспособности выйти из этой убогой «совковой» системы координат и стать частью единого мирового экономического пространства.